В данной статье, я хочу поделиться своим опытом касательно выбора байдарки.
— Какую байдарку вы посоветуете?
Данный вопрос я слышу довольно часто от друзей, знакомых, родных и от участников наших походов и прогулок.
Однозначного ответа дать невозможно, условия и задачи у всех разные. Прежде чем что-то советовать необходимо задать ряд уточняющих вопросов, но в общем и целом у меня есть свои предпочтения и рекомендации, которыми я с радостью поделюсь.
Представлюсь, меня зовут Елагин Дмитрий, я являюсь инструктором водных походов с 10ти летним стажем и основателем компании УрбанКаяк. Каяков у меня много, они разные, у всех есть свои плюсы и минусы. Именно о них мы сегодня и поговорим.
Каяк или байдарка? Для меня эти слова полноправные синонимы. Одно слово американское, другое советское, сути это не меняет.
Первым делом давайте разберем вопрос: «какие вообще виды байдарок бывают?». Я бы выделил четыре основные группы:
- Надувные;
- Каркасно-надувные;
- Каркасные;
- Пластиковые;
Есть еще много разных спортивных разновидностей, но речь сейчас не о них. Я скорее турист, чем спортсмен. Поэтому и плавсредства меня интересуют исключительно с точки зрения туристической, как и подавляющее большинство обывателей.
Итак, что бы сделать выбор байдарки, следует рассмотреть каждую группу в отдельности.
Надувные
Корпус такой байдарки состоит из 2-4х надувных баллонов, которые служат ее бортами. Иногда еще встречается надувное дно и сидушки.
Плюсы
- Очень легкая. Можно в кратчайшие сроки собрать и разобрать (вернее надуть и сдуть). Дома, в машине или гараже занимает минимум места.
- Маневренная и очень устойчивая от переворота. Грубо говоря, это такой надувной матрас, даже если каким то чудом его удастся перевернуть, своей плавучести он точно не потеряет. Данное обстоятельство делает их крайне безопасными.
- Давайте добавим сюда еще один приятный плюс — это цена. Из-за простоты конструкции, ценник даже самых дорогих моделей остается весьма доступным.
Минусы
- Отсутствие устойчивости на курсе, а значит скорости. Байдарка при движении практически не разрезает волну своим килем, а просто плюхает поверху, поэтому эффект скольжения минимален. Данный вид определенно самый медленный.
- Еще один очевидный минус: надувные борта занимают довольно много места, отсюда небольшая вместительность. В принципе это решаемо, можно взять байдарку рассчитанную на 2-3 человека, залезть туда одному и тогда останется место под провиант и палатку. Как пример.
- Высокая парусность. Идти на таком плавсредстве против ветра будет не самой эффективной затеей. Ровно как и против течения.
- Лучше иметь при себе ремкомплект, тк есть вероятность повредить материал днища. Сразу отмечу, что современные материалы крайне прочные и, что бы нарушить их целостность, нужно очень и очень постараться.
Вывод
Принято считать, что из-за низкой скорости на гладкой воде, надувные байдарки пригодны только для прохождения горных и не очень рек. Где и скорость не нужна, тебя просто несет течением, нужно только вовремя уклоняться от надвигающихся препятствий.
Я с данным утверждением в корне не согласен.
У меня есть надувная байдарка Налим-225, от конструкторского бюро Сталкер. И я ее использую для непродолжительных прогулок выходного дня с ребенком в каком-нибудь спокойном и исключительно-красивом месте.
10 мин и она готова к спуску на воду. Поплавать вдоль камышей и кувшинок, покормить рыбок, почитать книгу, позагорать, откинувшись на удобное сиденье с надувной спинкой. Прихватить с собой перекус, колоночку и прогуляться до соседнего пляжа.
Данное плавсредство, несмотря на невысокую стоимость, подарило мне массу замечательных моментов, воспоминаний и навсегда поселилось в моем сердце.
Если скорость и вместительность не важны, вы не планируете совершать длительные переходы по открытой воде, а в планах скорее локальные прогулки наедине с природой, то надувная байдарка — это то что вам нужно.
Каркасно-надувные
По моим скромным наблюдениям, это наиболее популярный вид байдарок на данный момент. И популярность их из года в год только растет. И в этом нет ничего удивительного, ведь они сочетают в себе основные плюсы надувных и каркасных байдарок. Вещь исключительно универсальная!
С чем мы имеем дело?
Плавсредство состоит из минимального каркаса, придающего жесткость конструкции и образующего киль, и надувных баллонов образующих борта.
Почему же их выбирают все больше и больше любителей активного отдыха на воде?
Плюсы
- Такая байдарка все еще очень легко разбирается и собирается. В среднем, минут на 10 дольше чем просто надувная.
- Небольшой вес (15-20кг). Конечно, зависит от конкретной модели, но в целом ее все еще можно упаковать в рюкзак и спокойно донести до водоема. Брать с собой такую байдарку в пеший поход уже не получится.
- Появляется курсовая устойчивость! Да, какая никакая, но она уже есть. Жесткость конструкции и выпирающий киль позволяют ей держать курс и худо-бедно скользить по волнам. Особенно, если это удлиненная двушка или трешка (т.е. каяк рассчитанный на несколько пассажиров).
- И как следствие роста курсовой устойчивости — рост скоростных показателей. Скорость уже вполне сопоставима с каркасными и даже пластиковыми аналогами.
- И главный плюс, заимствованный от надувных байдарок — это устойчивость от переворота. Надувные борта отлично справляются с волнениями на воде и не дают нашим путешественникам пойти на корм рыбам.
Минусы
- Очень сложно, но ее можно проткнуть. Поэтому рекомендую все же иметь под рукой ремкомплект, благо шкура из ПВХ крайне ремонтно пригодна. У меня есть заплатки на стареньком каркаснике, которым по 15-20 лет и они прекрасно себя чувствуют.
- У ряда каркасно-надувных байдарок крайне неудобные сиденья и очень мало места для ног. Отчего ноги быстро затекают и прогулка перестает приносить радость. Я знаю только одну модель, которая решила эту проблему — это байдарка Шуя от компании Тритон. Тут полный порядок, и сидушки анатомически-верные и места для ног более чем достаточно.
- Из-за надувных бортов они все еще не слишком вместительные. Что бы уйти на такой байдарке в поход на неделю придется с усердием поиграть в тетрис и брать только все самое необходимое.
Вывод
Это универсальная байдарка, которую я рекомендовал бы, прежде всего, всем новичкам. На ней можно не бояться волнений на воде и спокойно уйти в поход на один или несколько дней. Выбирая каркасно-надувную байдарку можно не просто покачаться на волнах в красивом месте, а куда-нибудь сплавать. Обойти большое озеро или спуститься по реке.
Она легкая и не прихотливая. Удобно хранить, легко собирать и, в случае чего, ремонтировать.
Но, если вы задумались о покупке каркасно-надувной байдарки, то я бы рекомендовал сперва протестировать заинтересовавшую вас модель. Поискать на денек или несколько часов в прокате. Что бы оценить уровень комфорта сидений и не затекают ли ноги.
Каркасные
Каркасные байдарки пришли к нам из недалекого прошлого. Это было супер-популярное плавсредство времен СССР. В первую очередь я говорю про байдарку «Таймень» — легенду отечественного кораблестроительства.
Стоит отметить, что с тех пор они не перестают совершенствоваться. Бесспорным лидером по проектированию каркасных каяков является компания «Тритон» из Петербурга. Если вы задумали приобрести продуманный и качественный каркасник, то вам однозначно туда.
Коротко суть. У нас есть жесткий каркас байдарки выполненный из алюминиевых трубок стыкующихся между собой в строгой последовательности. На этот каркас натягивается шкура из ПВХ ткани. Устанавливаем сидушки, спинки и готово. Можно спускать каяк на воду.
Отмечу только, что первые каркасники прибыли к нам из ГДР и вместо алюминия там использовался ясень. Наиболее популярную модель RZ-85 и сейчас можно без труда приобрести с рук. По мне так она чересчур громоздкая и тяжелая, из-за толстенной немецкой шкуры. Но в целом очень комфортная и вместительная. На любителя 🙂
Чем же так привлекали советского обывателя каркасные байдарки?
Плюсы
- Высокая жесткость корпуса, курсовая устойчивость и как следствие — скорость. Да, эта байдарка дает в полной мере ощутить скольжение судна по воде. Конечно, это еще от модели зависит, но в общем и целом у каркасных каяков прекрасные ходовые качества. На многих моделях предусмотренных для открытой воды мы можем наблюдать наличие руля, что, несомненно, идет тем самым качествам только на пользу.
- Экономия места. Байдарку можно разобрать и оставить спать на балконе до следующих свершений. Думаю, что именно этот пункт заработал каркасникам любовь всей страны Советов. И тогда и сейчас маленькие квартиры диктуют свои условия.
- Вместительность. Тут у каркасных байдарок просто нет конкурентов. Благодаря тому, что шкура ПВХ относительно тонкая, внутри остается очень много полезного пространства, которое можно заполнить консервами, крупами, спальниками и всем тем, что может пригодиться в длительном походе.
Минусы
- Инструкция по сборке каркасной байдарки — это отдельный вид Камасутры. Даже если ты самый смелый, ловкий и умелый, то добрый час все равно уйдет. А если это лето, жара, комары… Скажу честно, я терпеть не могу собирать каркасные каяки. Предпочитаю хранить собранными и перевозить на крыше авто. Но, если хранить особо негде, то вариант собрал/разобрал делает каркасные байдарки весьма доступными.
- Можно перевернуться на воде. Да, они очень устойчивые и сделать это нужно постараться, но такая опция присутствует и о ней нужно помнить выходя в открытую воду при надвигающемся шторме.
- Можно повредить шкуру ПВХ. Такие случаи — большая редкость, но имеют место быть и об этом нужно помнить. Берите с собой ремкомплект и ничего не бойтесь.
Вывод
Современные модели практически не уступают пластиковым аналогам по комфорту и скорости. И превосходят все прочие виды байдарок по вместительности. Именно поэтому их выбирают опытные туристы, отправляющиеся в многодневные походы.
Собирать такую байдарку ради коротенькой прогулки на 2-3 часа смысла нет никакого. А вот для приключения на целый день, а лучше на неделю — другое дело.
Пластиковые
Их еще называют полиэтиленовыми, так даже правильнее, но сути это не меняет, с виду обычный пластик. В эту группу еще добавим все прочие не разборные байдарки: деревянные, карбоновые и пр.
Сейчас много классных материалов из которых изготавливают каяки, но суть одна — его нельзя сдуть, сложить, скрутить и пр. Корпус остается максимально-жестким всегда.
Плюсы
- Максимальная жесткость, устойчивость на курсе и, как следствие, скорость. Она полноценно режет волну и скользит по воде. В умелых руках, даже туристические модели способны идти со скоростью 10-14 км/ч. А если еще это слаженная двушка, да по гладкой воде… ууух, красотенюшка!
- Максимальные ходовые качества. Можно умчаться за линию горизонта навстречу бескрайним морским пейзажам, сёрфить по волне и прочие прикалюшки доступные опытным каякерам. Большой вес и малая парусность позволяют относительно комфортно двигаться против ветра или течения.
- Надежность. Жесткий корпус вам вряд ли удастся протереть об острые камни или проткнуть веткой. Со временем, конечно, и он приходит в негодность, но эта боль скорее относится к прокатным станциям, чем к частникам.
- Удобная посадка. Понимаю, что модели и пользователи разные, но в общем и целом производители стараются ставить на свои каяки удобные сидушки с полноценными спинками и упоры под ноги.
Минусы
- Логистика и хранение. Пластиковая байдарка тяжелая и длинная. Следует сразу продумать вопрос хранения и транспортировки. Так к примеру, мой Раптор весит 35кг при длинне в 5,4 метра. И как бы сильно мне не нравились его ходовые качества, но я все активнее поглядываю в сторону карбоновых аналогов, спина моложе не становится.
- В пластиковой байдарке можно перевернуться. В любой. Понятно, что чем корпус шире — тем они устойчивее, но в общем и целом они переворачиваются все. Ранее, я водил туристические группы на пластиковых каяках и случаев 10-20 за лето набирал всенеприменно. Да, процент не большой, учитывая, что группы собирались почти каждый день. Но даже эти 10 случаев съедали слишком много нервных клеток.
Вывод
Байдарка в жестком корпусе — это, конечно, отдельный вид удовольствия, ходовые характеристики на максималках. Любителям водных походов рекомендую попробовать хотя бы раз взять в аренду. Понять, стоит ли оно того. Потому что, как все мы знаем, за удовольствия нужно платить: хранение, транспортировка, вес и не будем забывать про возможность оказаться в воде рядом с перевернутым судном.
Прежде чем отходить далеко от берега на морском каяке следует изучить эскимосский переворот и научиться залезать обратно в случае непредвиденных обстоятельств.
Итоги
Для того что бы выбрать себе байдарку необходимо прежде всего понять цель данного приобретения.
Если это семейные прогулки выходного дня, то я бы рекомендовал надувные или каркасно-надувные вариации.
Если вас манят далекие неизведанные маршруты, то каркасные байдарки — это именно то, что вам нужно.
Ну а если вам хочется максимальной отдачи от каждого движения веслом, то рано или поздно ваш выбор падет на каяки в жестком корпусе.
Готов помочь с выбором конкретной модели всем и каждому, пишите комментарии или в мессенджер, я с радостью отвечу.