Как выбрать байдарку

Как выбрать байдарку

В данной статье, я хочу поделиться своим опытом касательно выбора байдарки. 

— Какую байдарку вы посоветуете?

Данный вопрос я слышу довольно часто от друзей, знакомых, родных и от участников наших походов и прогулок.

Однозначного ответа дать невозможно, условия и задачи у всех разные. Прежде чем что-то советовать необходимо задать ряд уточняющих вопросов, но в общем и целом у меня есть свои предпочтения и рекомендации, которыми я с радостью поделюсь.

Представлюсь, меня зовут Елагин Дмитрий, я являюсь инструктором водных походов с 10ти летним стажем и основателем компании УрбанКаяк. Каяков у меня много, они разные, у всех есть свои плюсы и минусы. Именно о них мы сегодня и поговорим.

Каяк или байдарка? Для меня эти слова полноправные синонимы. Одно слово американское, другое советское, сути это не меняет.

Первым делом давайте разберем вопрос: «какие вообще виды байдарок бывают?». Я бы выделил четыре основные группы:

  • Надувные;
  • Каркасно-надувные;
  • Каркасные;
  • Пластиковые;

Есть еще много разных спортивных разновидностей, но речь сейчас не о них. Я скорее турист, чем спортсмен. Поэтому и плавсредства меня интересуют исключительно с точки зрения туристической, как и подавляющее большинство обывателей.

Итак, что бы сделать выбор байдарки, следует рассмотреть каждую группу в отдельности.

Надувные

Байдарка Налим 225

Корпус такой байдарки состоит из 2-4х надувных баллонов, которые служат ее бортами. Иногда еще встречается надувное дно и сидушки.

Плюсы

  1. Очень легкая. Можно в кратчайшие сроки собрать и разобрать (вернее надуть и сдуть). Дома, в машине или гараже занимает минимум места.
  2. Маневренная и очень устойчивая от переворота. Грубо говоря, это такой надувной матрас, даже если каким то чудом его удастся перевернуть, своей плавучести он точно не потеряет. Данное обстоятельство делает их крайне безопасными.
  3. Давайте добавим сюда еще один приятный плюс — это цена. Из-за простоты конструкции, ценник даже самых дорогих моделей остается весьма доступным.

Минусы

  1. Отсутствие устойчивости на курсе, а значит скорости. Байдарка при движении практически не разрезает волну своим килем, а просто плюхает поверху, поэтому эффект скольжения минимален. Данный вид определенно самый медленный.
  2. Еще один очевидный минус: надувные борта занимают довольно много места, отсюда небольшая вместительность. В принципе это решаемо, можно взять байдарку рассчитанную на 2-3 человека, залезть туда одному и тогда останется место под провиант и палатку. Как пример.
  3. Высокая парусность. Идти на таком плавсредстве против ветра будет не самой эффективной затеей. Ровно как и против течения.
  4. Лучше иметь при себе ремкомплект, тк есть вероятность повредить материал днища. Сразу отмечу, что современные материалы крайне прочные и, что бы нарушить их целостность, нужно очень и очень постараться. 

Вывод

Принято считать, что из-за низкой скорости на гладкой воде, надувные байдарки пригодны только для прохождения горных и не очень рек. Где и скорость не нужна, тебя просто несет течением, нужно только вовремя уклоняться от надвигающихся препятствий.

Я с данным утверждением в корне не согласен. 

У меня есть надувная байдарка Налим-225, от конструкторского бюро Сталкер. И я ее использую для непродолжительных прогулок выходного дня с ребенком в каком-нибудь спокойном и исключительно-красивом месте. 

10 мин и она готова к спуску на воду. Поплавать вдоль камышей и кувшинок, покормить рыбок, почитать книгу, позагорать, откинувшись на удобное сиденье с надувной спинкой. Прихватить с собой перекус, колоночку и прогуляться до соседнего пляжа.

Данное плавсредство, несмотря на невысокую стоимость, подарило мне массу замечательных моментов, воспоминаний и навсегда поселилось в моем сердце.

Если скорость и вместительность не важны, вы не планируете совершать длительные переходы по открытой воде, а в планах скорее локальные прогулки наедине с природой, то надувная байдарка — это то что вам нужно. 

Каркасно-надувные

Байдарка Шуя-2

По моим скромным наблюдениям, это наиболее популярный вид байдарок на данный момент. И популярность их из года в год только растет. И в этом нет ничего удивительного, ведь они сочетают в себе основные плюсы надувных и каркасных байдарок. Вещь исключительно универсальная!

С чем мы имеем дело?

Плавсредство состоит из минимального каркаса, придающего жесткость конструкции и образующего киль, и надувных баллонов образующих борта.

Почему же их выбирают все больше и больше любителей активного отдыха на воде? 

Плюсы

  1. Такая байдарка все еще очень легко разбирается и собирается. В среднем, минут на 10 дольше чем просто надувная.
  2. Небольшой вес (15-20кг). Конечно, зависит от конкретной модели, но в целом ее все еще можно упаковать в рюкзак и спокойно донести до водоема. Брать с собой такую байдарку в пеший поход уже не получится.
  3. Появляется курсовая устойчивость! Да, какая никакая, но она уже есть. Жесткость конструкции и выпирающий киль позволяют ей держать курс и худо-бедно скользить по волнам. Особенно, если это удлиненная двушка или трешка (т.е. каяк рассчитанный на несколько пассажиров).
  4. И как следствие роста курсовой устойчивости — рост скоростных показателей. Скорость уже вполне сопоставима с каркасными и даже пластиковыми аналогами.
  5. И главный плюс, заимствованный от надувных байдарок — это устойчивость от переворота. Надувные борта отлично справляются с волнениями на воде и не дают нашим путешественникам пойти на корм рыбам.

Минусы

  1. Очень сложно, но ее можно проткнуть. Поэтому рекомендую все же иметь под рукой ремкомплект, благо шкура из ПВХ крайне ремонтно пригодна. У меня есть заплатки на стареньком каркаснике, которым по 15-20 лет и они прекрасно себя чувствуют.
  2. У ряда каркасно-надувных байдарок крайне неудобные сиденья и очень мало места для ног. Отчего ноги быстро затекают и прогулка перестает приносить радость. Я знаю только одну модель, которая решила эту проблему — это байдарка Шуя от компании Тритон. Тут полный порядок, и сидушки анатомически-верные и места для ног более чем достаточно.
  3. Из-за надувных бортов они все еще не слишком вместительные. Что бы уйти на такой байдарке в поход на неделю придется с усердием поиграть в тетрис и брать только все самое необходимое. 

Вывод

Это универсальная байдарка, которую я рекомендовал бы, прежде всего, всем новичкам. На ней можно не бояться волнений на воде и спокойно уйти в поход на один или несколько дней. Выбирая каркасно-надувную байдарку можно не просто покачаться на волнах в красивом месте, а куда-нибудь сплавать. Обойти большое озеро или спуститься по реке.

Она легкая и не прихотливая. Удобно хранить, легко собирать и, в случае чего, ремонтировать. 

Но, если вы задумались о покупке каркасно-надувной байдарки, то я бы рекомендовал сперва протестировать заинтересовавшую вас модель. Поискать на денек или несколько часов в прокате. Что бы оценить уровень комфорта сидений и не затекают ли ноги.

Каркасные

Каркасная байдарка Нева

Каркасные байдарки пришли к нам из недалекого прошлого. Это было супер-популярное плавсредство времен СССР. В первую очередь я говорю про байдарку «Таймень» — легенду отечественного кораблестроительства.

Стоит отметить, что с тех пор они не перестают совершенствоваться. Бесспорным лидером по проектированию каркасных каяков является компания «Тритон» из Петербурга. Если вы задумали приобрести продуманный и качественный каркасник, то вам однозначно туда.

Коротко суть. У нас есть жесткий каркас байдарки выполненный из алюминиевых трубок стыкующихся между собой в строгой последовательности. На этот каркас натягивается шкура из ПВХ ткани. Устанавливаем сидушки, спинки и готово. Можно спускать каяк на воду.

Отмечу только, что первые каркасники прибыли к нам из ГДР и вместо алюминия там использовался ясень. Наиболее популярную модель RZ-85 и сейчас можно без труда приобрести с рук. По мне так она чересчур громоздкая и тяжелая, из-за толстенной немецкой шкуры. Но в целом очень комфортная и вместительная. На любителя 🙂 

Чем же так привлекали советского обывателя каркасные байдарки?

Плюсы

  1. Высокая жесткость корпуса, курсовая устойчивость и как следствие — скорость. Да, эта байдарка дает в полной мере ощутить скольжение судна по воде. Конечно, это еще от модели зависит, но в общем и целом у каркасных каяков прекрасные ходовые качества. На многих моделях предусмотренных для открытой воды мы можем наблюдать наличие руля, что, несомненно, идет тем самым качествам только на пользу.
  2. Экономия места. Байдарку можно разобрать и оставить спать на балконе до следующих свершений. Думаю, что именно этот пункт заработал каркасникам любовь всей страны Советов. И тогда и сейчас маленькие квартиры диктуют свои условия.
  3. Вместительность. Тут у каркасных байдарок просто нет конкурентов. Благодаря тому, что шкура ПВХ относительно тонкая, внутри остается очень много полезного пространства, которое можно заполнить консервами, крупами, спальниками и всем тем, что может пригодиться в длительном походе.

Минусы

  1. Инструкция по сборке каркасной байдарки — это отдельный вид Камасутры. Даже если ты самый смелый, ловкий и умелый, то добрый час все равно уйдет. А если это лето, жара, комары… Скажу честно, я терпеть не могу собирать каркасные каяки. Предпочитаю хранить собранными и перевозить на крыше авто. Но, если хранить особо негде, то вариант собрал/разобрал делает каркасные байдарки весьма доступными.
  2. Можно перевернуться на воде. Да, они очень устойчивые и сделать это нужно постараться, но такая опция присутствует и о ней нужно помнить выходя в открытую воду при надвигающемся шторме.
  3. Можно повредить шкуру ПВХ. Такие случаи — большая редкость, но имеют место быть и об этом нужно помнить. Берите с собой ремкомплект и ничего не бойтесь. 

Вывод

Современные модели практически не уступают пластиковым аналогам по комфорту и скорости. И превосходят все прочие виды байдарок по вместительности. Именно поэтому их выбирают опытные туристы, отправляющиеся в многодневные походы.

Собирать такую байдарку ради коротенькой прогулки на 2-3 часа смысла нет никакого. А вот для приключения на целый день, а лучше на неделю — другое дело.

Пластиковые

Пластиковая байдарка Раптор

Их еще называют полиэтиленовыми, так даже правильнее, но сути это не меняет, с виду обычный пластик. В эту группу еще добавим все прочие не разборные байдарки: деревянные, карбоновые и пр. 

Сейчас много классных материалов из которых изготавливают каяки, но суть одна — его нельзя сдуть, сложить, скрутить и пр. Корпус остается максимально-жестким всегда.

Плюсы 

  1. Максимальная жесткость, устойчивость на курсе и, как следствие, скорость. Она полноценно режет волну и скользит по воде. В умелых руках, даже туристические модели способны идти со скоростью 10-14 км/ч. А если еще это слаженная двушка, да по гладкой воде… ууух, красотенюшка!
  2. Максимальные ходовые качества. Можно умчаться за линию горизонта навстречу бескрайним морским пейзажам, сёрфить по волне и прочие прикалюшки доступные опытным каякерам. Большой вес и малая парусность позволяют относительно комфортно двигаться против ветра или течения. 
  3. Надежность. Жесткий корпус вам вряд ли удастся протереть об острые камни или проткнуть веткой. Со временем, конечно, и он приходит в негодность, но эта боль скорее относится к прокатным станциям, чем к частникам.
  4. Удобная посадка. Понимаю, что модели и пользователи разные, но в общем и целом производители стараются ставить на свои каяки удобные сидушки с полноценными спинками и упоры под ноги.

Минусы

  1. Логистика и хранение. Пластиковая байдарка тяжелая и длинная. Следует сразу продумать вопрос хранения и транспортировки. Так к примеру, мой Раптор весит 35кг при длинне в 5,4 метра. И как бы сильно мне не нравились его ходовые качества, но я все активнее поглядываю в сторону карбоновых аналогов, спина моложе не становится. 
  2. В пластиковой байдарке можно перевернуться. В любой. Понятно, что чем корпус шире — тем они устойчивее, но в общем и целом они переворачиваются все. Ранее, я водил туристические группы на пластиковых каяках и случаев 10-20 за лето набирал всенеприменно. Да, процент не большой, учитывая, что группы собирались почти каждый день. Но даже эти 10 случаев съедали слишком много нервных клеток.

Вывод

Байдарка в жестком корпусе — это, конечно, отдельный вид удовольствия, ходовые характеристики на максималках. Любителям водных походов рекомендую попробовать хотя бы раз взять в аренду. Понять, стоит ли оно того. Потому что, как все мы знаем, за удовольствия нужно платить: хранение, транспортировка, вес и не будем забывать про возможность оказаться в воде рядом с перевернутым судном.

Прежде чем отходить далеко от берега на морском каяке следует изучить эскимосский переворот и научиться залезать обратно в случае непредвиденных обстоятельств.

Итоги

Для того что бы выбрать себе байдарку необходимо прежде всего понять цель данного приобретения. 

Если это семейные прогулки выходного дня, то я бы рекомендовал надувные или каркасно-надувные вариации.

Если вас манят далекие неизведанные маршруты, то каркасные байдарки — это именно то, что вам нужно.

Ну а если вам хочется максимальной отдачи от каждого движения веслом, то рано или поздно ваш выбор падет на каяки в жестком корпусе.

Готов помочь с выбором конкретной модели всем и каждому, пишите комментарии или в мессенджер, я с радостью отвечу.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх