Санкт-Петербург — уникальный город, знаменитый своими водными артериями и мостами, которые играют ключевую роль в его инфраструктуре и архитектурном облике. По состоянию на 2022 год в Санкт-Петербурге насчитывается около 800 мостов.
Однако, на техническом содержании профильного бюджетного учреждения «Мостотрест» на состояние 2022 года находится всего 443 моста. Именно это учреждение отвечает за сохранность, своевременный уход и безопасную эксплуатацию мостов.
Так сколько мостов в Петербурге?
Думаю, что истинное значение скрывается где-то посередине. Дело в том, что нет четкого определения, конструкция каких габаритов уже может считаться полноценным мостом, а какая не дотягивает до этого почетного звания.
Так или иначе, принято считать что наш город занимает почетное 5-е место по количеству мостов в мире!
Его опережают:
- Гамбург — 2500 мостов;
- Берлин — 1700 мостов;
- Амстердам — 1500 мостов;
- Венеция — 800 мостов.
Мосты в Санкт-Петербурге можно классифицировать по различным критериям: от исторического значения и архитектурного стиля до функциональности и типологии. Большинство мостов были построены в XVIII и XIX веках, что связано с активным развитием города как центра Российской империи. Около 400 мостов являлись постоянными (не разводными), а около 60 мостов были разводные, что позволяет проходу больших судов по рекам и каналам города.
Сейчас разводных мостов осталось гораздо меньше, так как отпала необходимость прохода габаритных судов по таким городским артериям как река Фонтанка, Мойка или Большая Невка.
Функциональность мостов также варьируется. Есть пешеходные и автомобильные, другие могут поддерживать трамвайное движение, а есть мосты построенные исключительно для нужд РЖД или коммуникаций.

Мосты через Неву
Среди самых известных мостов — Дворцовый мост, Троицкий мост, Литейный мост и Благовещенский мост. Каждый из них имеет свою уникальную историю и архитектурные особенности. Например, Благовещенский чугунный мост, открытие которого состоялось 21 ноября 1850 года, в присутствии Николая I и его свиты, стал первым разводным мостом Российской империи и первым постоянным мостом через Неву. Он был возведен для улучшения связи между Васильевским островом и центральной частью города. Его открытие стало важным шагом в развитии мостостроения.
До него все переправы через Неву носили наплавной характер. С этим связана одна любопытная городская легенда:
Как то раз императрица Екатерина I решила навестить князя Александра Даниловича Меньшикова, который жил, как и положено князю, во дворце на Васильевском острове. Мостов через Неву тогда еще не было и все сообщение осуществлялось посредством лодок и прочих плавсредств способных противостоять быстрому течению полноводной реки.
Не трудно догадаться, что гардероб императрицы по такому случаю был поистине шикарен. И случилось так, что посадка в лодку стала настоящей проблемой для царской особы. Подолы ее платьев снова и снова оказывались в воде.
Тогда Екатерина повелела собрать все припаркованные неподалеку лодки и составить их борт в борт до самого противоположного берега. Лодки связали, а для пущего удобства на них положили деревянные настилы, по которым императрица со всей своей свитой благополучно форсировала акваторию бурной реки.
Согласно данной легенде, именно так появились наплавные плашкоутные мосты, которые долгое время служили в качестве переправы через Неву. Когда нужно было пройти судам, вся эта конструкция прижималась к тому или иному берегу.

Туризм
С точки зрения культурного наследия, многие мосты являются неотъемлемой частью городской истории и архитектуры. Они воспеваются в литературе, искусстве и популярной культуре, что делает их не только функциональными сооружениями, но и символами Санкт-Петербурга.
Кроме того, мосты являются популярными туристическими достопримечательностями, привлекая внимание как местных жителей, так и гостей города. Туристы часто посещают мосты не только для того, чтобы полюбоваться красотой их архитектуры, но и чтобы насладиться живописными видами на реки и каналы города.

Так же стоит отметить, что проплывать на байдарке, или любом другом плавсредстве, под мостами и любоваться ими с изнанки может быть даже более увлекательно!
Так например, один из наших самых популярных утренних маршрутов Центр, включает в себя прохождение под 31 мостом всего за два часа. Разнообразие встречающихся инженерных и архитектурных решений действительно поражает: пешеходные, автомобильные, вантовые, каменные, чугунные, украшенные скульптурами сказочных созданий или резными оградами. Есть настолько широкие, что складывается ощущение, будто проплываешь по длинному тоннелю, где каждый всплеск весла отражается гулким эхом от его сводов.
Таким образом, мосты Санкт-Петербурга — это не просто элементы транспортной инфраструктуры, но и важная часть культурного и исторического наследия города, соединяющие разные части мегаполиса и дарящие жителям и туристам возможность наслаждаться великолепными видами на его водные просторы.
